14 мая 2020 в 10:40

Пальчиковая гимнастика

В связи с самоизоляцией, многие родители, находясь дома с детьми забывают о важности их физического развития. Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика для детей представляют собой комплекс упражнений, развивающих мелкую моторику и способствующих формированию речевых навыков. С первых месяцев жизни ребёнка с ним могут заниматься родители — эта методика очень проста и доступна, к тому же не требует специальной подготовки.

Как проводятся занятия пальчиковой гимнастикой?

Программа занятий зависит от возраста ребёнка: пальчиковая гимнастика для года представляет собой ритмичный массаж кистей рук ребёнка. Взрослый последовательно сжимает, сгибает и разгибает ладонь и каждый палец малыша, при этом рассказывает или напевает небольшое стихотворение. Движения рук должны быть взаимосвязаны с событиями сюжета рассказываемого произведения;

пальчиковая гимнастика для детей 2 лет. В этом возрасте ребёнок уже способен копировать некоторые движения взрослых, но его речевые навыки только начинают формироваться. Занятие начинают с массажа рук. В заключительной части сеанса ребёнок должен повторять жесты и, по возможности, произносимые взрослым слова;

пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет. Из программы занятий исключают массаж. Ребёнок должен точно повторять движения взрослого и произносимые им слова. На занятиях можно использовать перчаточных кукол и игрушки на пальцы, сделав их непосредственными участниками сюжета;

Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет. Взрослый выступает в роли организатора занятий. Основную часть действий должен производить ребёнок. По возможности следует мотивировать малыша на то, чтобы он пытался самостоятельно придумать развитие сюжета.

Занятия проводятся в игровой и шутливой форме по несколько раз в день. Продолжительность каждого сеанса должна составлять около 5-7 минут. Некоторые специалисты рекомендуют проводить занятия на протяжении 1 месяца, а затем делать перерывы в течение примерно 6 месяцев. Однако другие педагоги высказываются в пользу более интенсивной программы. На практике после месяца занятий нужно ориентироваться на интерес ребёнка. 

Если пальчиковые игры ему наскучили, следует сделать перерыв. Тем не менее не стоит без серьёзных причин прерывать курс гимнастики.

Каждое упражнение пальчиковых игр абстрактно копирует характерные движения животных, птиц или хорошо известных детям предметов. Также нужно обратить внимание на три момента:

• упражнения должны прорабатывать все пальцы, в особенности мизинец и безымянный — в повседневных занятиях они участвуют в меньшей степени, поэтому для им нужна специальная тренировка;

• последовательность упражнений подбирается так, чтобы постоянно чередовалось растяжение, сжатие и расслабление мышц кисти рук;
• перебирание небольших предметов также способствует развитию мелкой моторики. С этой целью ребёнку можно давать бусины, нанизанные на верёвку, конструкторы и мозаики. Однако нужно следить, чтобы малыш не задохнулся или не подавился мелкими деталями.
 
Предлагаю Вам несколько упражнений для пальчиковых игр.
Пальчики здороваются. Кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
Утята
Раз-два — шли утята.
Три-четыре — за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого,
А седьмой от них отстал. а со звуков «Пи-пи-пи...» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался
— Громко-громко запищал:
— Пи-пи-пи — не пищи!
— Мы тут рядом, поищи!
 
Капустка.
Мы капустку рубим-рубим (движения прямыми ладонями вверх-вниз),
Мы капустку солим-солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев),
Мы капустку трём-трём (потирать кулачок о кулачек),
Мы капустку жмём-жмём (сжимать и разжимать кулачки).
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.
Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.
Апрель 2024
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
25
26
27
28
29
30
31
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5